Что делать, если ребенок не хочет или боится садиться на горшок

Родители, столкнувшиеся с этой проблемой, впадают в недоумение: то ли пришло то время взросления, когда малышу важно доказать своё «Я» (возрастные капризы), то ли попросту ваш ребёнок боится горшка.

Для паникующих родителей оговоримся сразу: боязнь горшка – не патология развития и даже не отклонение от общепринятых законов мироздания, это – кратковременный эпизод в воспитании вашего чада, который надо пережить, опираясь на собственное терпение, любовь и, конечно, понимание этой житейской проблемки.

Возьмём на рассмотрение версию № 2: малыш не хочет сидеть на горшке, потому что боится его, и попробуем объяснить причины такого явления.

Причины

Психологические

Психоэмоциональное состояние малыша, связанное с определённым периодом взросления. Это тот самый возраст, когда на все попытки взрослых «достучаться» до любимого чада-чуда разбиваются на непреклонное: «НЕТ!» со стороны годовалой особы. Как учит история, «и это пройдёт!». Запаситесь терпением.

При вашем настойчивом желании побороть это психоэмоциональное «НЕТ!» попытками «надавить» на малыша или (не дай Бог!) применить к нему в данном случае физическую силу приведут к обратному, согласно второму закону Ньютона:

F1 = -F2 или (коротко) противодействие всегда равно силе действия.

И выражаться это противодействие со стороны вашего малыша может не только плачем и попытками немедленно встать с полезного предмета, но и затяжной психологической травмой, при которой ребёнок боится садиться на горшок, т. к. этот предмет связывается у него в сознании с конфликтами и неприятностями.

Вы добились обратного результата: теперь придётся прилагать дополнительные усилия, чтобы не загасить в малыше желание опрятности и самостоятельности и при этом искоренить в его сознании страх перед этим пластиковым «монстром» – горшком.

Страх может появиться и из-за ваших неловких действий.

Возможно, первое усаживание на горшок принесло малышу боль или было крайне некомфортным (сидение было мокрым, холодным и скользким).

Возможно, вы не дали крохе, как следует, ознакомиться с новым предметом быта, а голую незащищённую попу малыша поторопились втиснуть в узкое, жёсткое, ограниченное пространство горловины «ночной вазы».

Возможно, при сидении на неудобном стульчаке малыш упал и боится повторения ситуации.

Может быть, когда кроха уже начал успешно проходить азы аккуратности, вы не сдержались и сильно отругали его, когда он попросту «не добежал». Ваша резко-негативная реакция и послужила причиной того, что ребёнок начал бояться ходить на горшок: он боится не оправдать ваших ожиданий и вновь получить нагоняй.

Эту и следующую причину родители почему-то редко берут в расчёт, а зря. Малыш обладает повышенной стыдливостью, он не в состоянии делать свои «дела» при скоплении рукоплещущей публики — стесняется.

И ещё одна причина повышенной стеснительности может быть банальна: с голыми ягодичками и открытыми гениталиями малыш испытывает чувство беззащитности, а отсюда — нежелание проситься на горшок, чтобы нежные части тела вновь не остались незащищёнными.

Возможно, причина — страх спускаемой воды. Обычно дети с удовольствием жмут и жмут рычаг для спуска, наблюдая, как вода с журчанием и завихрением уходит в жерло слива, но некоторых малышей вид уходящей в неизвестность воды (да ещё и с характерным звуком) может здорово напугать. Ребёнок с развитым воображением вполне способен решить, что в унитазе живёт какой-то страшный зверь. Испугавшись унитаза, малыш, ассоциирующий свой горшок со взрослым горшком-унитазом, начинает бояться и собственного «домашнего друга», справедливо предполагая, что и в его собственности может поселиться страшный зверь.

Физиологические

  1. Болезненный акт дефекации, когда слежавшиеся каловые массы с трудом покидают прямую кишку, оставляя на её слизистой микроразрывы и трещинки. Детки в таких ситуациях изо всех сил стараются удержать приближение болезненного момента, терпеть, сколько можно, лишь усугубляя и без того плачевное положение: такая попытка избежать болезненных ощущений приводит к возникновению запоров и образованию новых микротрещин ануса. Боль порождает страх, страх порождает новую боль. Если эта связка «горшок-боль-страх» закрепилась в сознании малыша, то физиологическая проблема легко переходит в разряд психологических, и вам уже может понадобиться помощь психолога.
  2. Воспаление нежных тканей препуция (крайняя плоть у мальчиков) или вульвы (у девочек) также является физиологической причиной того, что ребёнок не ходит на горшок — при мочеиспускании воспалённая ткань раздражается и саднит.
  3. Очень редко, но бывает, что внутри прямой кишки у малыша присутствуют врождённые спайки, мешающие правильному отхождению каловых масс, или изъязвления вследствие неправильного питания. Если ребёнок с рождения мучается длительными запорами, сменяющимися «прорывными» поносами, плачет и выгибается при дефекации, то даже странно, почему вы ещё до «горшкового периода» не попытались выяснить причины такого поведения совместно с педиатром. Срочно сделайте это сейчас!

Косвенные

Косвенной причиной отказа малыша проситься на горшок может послужить обстановка в детском саду. Приученный и соблюдающий эту процедуру дома, в детском учреждении ребёнок не просится на горшок «из принципа». Что может спровоцировать такое поведение?

  1. Резкая смена обстановки. В семье ребёнку уделяется индивидуальное внимание, а в группе детского сада это практически невозможно, и малыш, чувствуя себя одиноким и брошенным, «впадает в детство», что и приводит к возвращению «дурных привычек» в виде сосания пальцев, ковыряния стен и мокрых штанов.
  2. Непривычные детали в санитарной комнате. В туалетах детских садов, помимо стопки горшков, присутствуют маленькие унитазы. Ребёнок, привыкший к большому, взрослому домашнему унитазу, может чувствовать себя дискомфортно рядом с «мини-тазиками», т. к. не знает, как с ними обращаться.
  3. Недостаток привычных предметов. Чаще всего – отсутствие рулона туалетной бумаги привычного бренда или коврика, который малыш привык разглядывать во время «заседаний». Поэтому-то ребёнок не хочет садиться на горшок, пока в поле зрения отсутствуют привычные предметы: «Что-то тут неладное творится…».
  4. Излишне жёсткий режим. К сожалению, до сих пор встречаются няни и воспитатели, требующие от малышей жёстко-армейской дисциплины и уставного поведения. На зарядку – строем все! На обед – все разом! На горшки – все дружным строем и единой попой! Излишне говорить, что при таком коллективном (безличном) воспитании наносится трудно устранимый вред не только психике ребёнка, но и его здоровью. Малыш, изо всех своих сил старающийся дотерпеть до отведённого часа, переполняет свой мочевой пузырь или прямую кишку, чтобы потом разом «выдать всё на-гора». О запорах мы уже говорили, теперь пришло время сказать и об актах непредвиденного мочеиспускания и дефекации, когда перетруженный держанием организм просто даёт команду всем сфинктерам разом: «Открывай!».
  5. Пагубные последствия жёсткого режима. После того, как малыш не выдержал и уписался, следуют долгие минуты стыда, насмешек и явного недовольства со стороны воспитателя и няни. См. п. 2 «Психологические причины страха перед горшком».

Если у малыша не появляется быстрого психологического контакта с воспитателем группы, малыш боится ходить в садик и его поведение дома резко изменилось в худшую сторону, немедленно забирайте ребёнка от такого воспитателя!

Психическое и физическое здоровье вашего малыша не может служить разменной монетой для вашего удобства или колебаний, а фактически — одобрения подобных мер воспитания.

Отказ от подобных воспитателей – один из шагов для устранения страхов малыша перед горшком. Но возможно ли повернуть время вспять и вновь научить ребёнка ходить на горшок, даже если он перестал на него садиться вовсе?

Попробуем найти и правильный путь для искоренения этого страха, честно разглядев и признав его причины.

Путь № 1 и единственный: будем всё начинать сначала!

Выяснив причины, по которым ребёнок не хочет садиться на горшок для отправления естественных надобностей, приступайте к их устранению.

Сначала отведите малыша к доктору и проведите его обследование. Выясните, нет ли у малыша каких-либо внешних и внутренних изменений для появления страха перед горшком. Если педиатр таковые обнаружил, устраните их в кратчайшие сроки.

Обязательно обговорите с доктором условия питания ребёнка и откорректируйте его меню и режим, чтобы исключить запоры или поносы.

При стойких запорах, пока идёт восстановление слизистой кишечника медикаментозными средствами и сбалансированным питанием, возможно нечастое применение клизм или глицериновых ректальных свечей (то, что доктор прописал!)

При «механических» неполадках кишечника в помощь вам будут массаж и физические нагрузки. Какой, какие, когда и в каком количестве они нужны, чтобы отучить ребёнка бояться какать и писать на горшок, подскажет доктор.

Уберите с глаз долой старый горшок, с которым у малыша связано множество неприятных моментов. Сходите с ребёнком в магазин и предложите ему самому выбрать нового «домашнего друга», который бы привлекал малыша к «посиделкам».

Для усиления эффекта «друга» наклейте или нарисуйте на горшке счастливую улыбку.

Но даже после приобретения нового горшка постарайтесь не форсировать события, проявите деликатность, дайте малышу забыть все предыдущие неприятности, связанные с подобным предметом. И, конечно, следите за своими реакциями – никакого негатива!

Создайте малышу максимальный комфорт при «посещении туалета». Например, для застенчивых молодых особ поставьте горшочек в уголке или за ширмой. А если малыш не расстаётся с какой-нибудь игрушкой, разрешите им посещать «места общего пользования» вдвоём.

Само собой, перед «посещением» вы дадите крохе внимательно изучить новое приобретение и не будете требовать, чтобы он применил его по назначению немедленно. Только ваше терпение принесёт, в конце концов, положительные плоды.

Не уставайте повторять ребёнку ласковым голосом, что большие мальчики и девочки совсем не боятся своих горшочков, а, наоборот, с удовольствием туда писают и какают, радуя своих родителей.

Приводите в пример себя, папу, бабушку, всех, кто уже успешно справляется с этой задачей, стимулируйте малыша своими словами: «Папа у нас большой-пребольшой, он ходит писать на большой-пребольшой унитаз! Наш (имя ребёнка) тоже будет ходить сначала на маленький горшок, и расти, как папа! А потом вырастет и тоже будет ходить на большой-пребольшой унитаз, как папа!»

И, пожалуйста, не забудьте искренне порадоваться, когда кроха сам, без принуждения, сделает свои «дела» на горшок! Повод для этой радости есть преогромный – это шаг-преодоление. Преодоление ребячьего страха перед пластиковым корытцем.

Лёд тронулся! А это значит, что теперь кроха готов отвечать вам взаимностью на вашу просьбу посидеть на горшке, пописать туда или покакать.

Для закрепления полученного положительного шага обязательно высаживайте вместе с ребёнком на горшок кукол и мишек, мячики и заек, любую игрушку, которую малыш желает протестировать «на прочность». Показывайте ребёнку, что с игрушкой ничего не случилось, а саму игрушку хвалите.

Отсутствие вашей похвалы отрицательно сказывается на душевном состоянии крохи, поэтому не стесняйтесь и хвалите мячики и кукол, но особенно душевная похвала должна доставаться, конечно же, вашему чаду-чуду!

Стоит ли напоминать, что именно похвала и является стимулом к развитию самостоятельности и, как следствие, преодолению множества детских проблем и страхов.

Ваши действия в помощи малышу избавиться от навязчивого страха перед горшком должны быть последовательны и очень схожи с теми действиями, которые вы предпринимали при первом приучении малыша к горшку. Для этого вспомните всё, что вы делали в начальном периоде (высаживание после сна, прогулки с горшком и многое другое) и методично повторяйте свои действия.

«Сказкотерапия» и ещё пара советов родителям

Если ребёнок в том возрасте, когда хорошо воспринимает речь, то попробуйте увлечь его сказкой, когда посадите кроху на «домашнего друга». Сядьте рядом и начните повествование о точно таком же мальчике (или девочке), который очень любил носить чистые и сухие штанишки, а поэтому сильно любил своего пластикового друга – весёлый горшочек, который всегда помогал аккуратному ребёнку оставаться в сухости и чистоте.

Вообще «сказкотерапия» поможет вам во многих сложных случаях, надо лишь соблюдать несложные правила.

  1. Действия и проблемы сказочных персонажей должны совпадать с действиями и проблемами ребёнка.
  2. Персонажи и ребёнок должны быть максимально сближены по возрасту.
  3. Не перегружайте свою речь непонятными для ребёнка терминами и длительными объяснениями.
  4. Речь в сказке должна идти о том предмете или действии, которое сейчас волнует малыша.
  5. Зло проблемы в сказке должно преуменьшаться, оставляя кроху в уверенности, что оно обязательно победимо.
  6. Решение проблемы должно быть только положительным!
  7. Рассказывать такие сказки нужно, когда ребёнок настроен позитивно и готов слушать вашу придумку с удовольствием.
  8. Если малышу надоел ваш рассказ, не настаивайте на продолжении, вы сможете это сделать в следующий раз.

К теме о детском саде можно добавить пару советов по вопросу, что делать, если ребёнок боится горшка, чтобы таковой попросту не возник.

Перед тем, как определять ребёнка в младшее дошкольное учреждение, стоит его навестить, лично познакомиться с воспитателем и няней, составить своё мнение о них и об общей обстановке в детском саду. Не постесняться пройти не только в спальню и актовый зал, но и в санитарную комнату – туалет.

Придя домой, обязательно скорректируйте с малышом уже полученные навыки чистоты с требованиями детского сада. При необходимости «познакомьте» ребёнка с унитазом и туалетной бумагой той марки, которой пользуются в детском садике.

Чем ближе психологический контакт родителей и детей, тем меньше проблем возникает в вопросах воспитания. Часто для преодоления сложной ситуации на первое место при борьбе с трудностями выходят не только забота и любовь, а прежде всего – титаническое терпение с лёгкой улыбкой на устах.

Разумка дома