Пересказ рассказа Николая Носова «Живая шляпа». Как научить ребенка пересказывать текст?

В прошлой статье мы рассматривали этапы работы над пересказом. В этой статье предлагается подробный вариант работы с пересказом рассказа Николая Носова «Живая шляпа».

В прошлой статье мы рассматривали этапы работы над пересказом. В этой статье предлагается подробный вариант работы с пересказом рассказа Николая Носова «Живая шляпа».

 Первый раз рассказ читает взрослый.

Н. Носов «Живая шляпа».
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:

— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.

— Чего ты? — спрашивает Вадик.

— Она жи-жи-живая!

— Кто живая?

— Шля-шля-шля-па.

— Что ты! Разве шляпы бывают живые?

— По-посмотри сам!

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

— Ай! Ой! — закричали ребята.

Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.

— Куда?

— Пойду к себе домой.

— Почему?

— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?

— Ну, пойди, посмотри.

— Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.

— Постой, я тоже кочергу возьму.

— Да у нас другой кочерги нет.

— Ну, я возьму лыжную палку.

Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

— Где же она? — спрашивает Вадик.

— Вон там, возле стола.

— Сейчас я ее как тресну кочергой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.

— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.

Он стал стучать по полу кочергой и кричать:

— Эй ты, шляпа!

Но шляпа не двигалась.

— Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.

— Васька! — обрадовались ребята.

— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.

 

Обсуждение.

– Как ты думаешь, почему писатель назвал свой рассказ «Живая шляпа»?

(Под ней был котёнок, она казалась живой.  Двигалась – словно живая).

– На сколько частей можно разделить этот рассказ? Не забывай, что каждая часть должна содержать основную мысль. Давай вместе составим план рассказа.

— Для чего мы составляем план рассказа? (Чтобы легче было вспоминать развитие действия в рассказе, для пересказа).

    Даем ребенку подумать самостоятельно и затем совместно делим рассказ на части и отмечаем карандашом границы.

1 часть.

Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

2 часть

Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:

— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.

— Чего ты? — спрашивает Вадик.

— Она жи-жи-живая!

— Кто живая?

— Шля-шля-шля-па.

— Что ты! Разве шляпы бывают живые?

— По-посмотри сам!

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

— Ай! Ой! — закричали ребята.

Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

3 часть

— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.

— Куда?

— Пойду к себе домой.

— Почему?

— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?

— Ну, пойди, посмотри.

— Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.

— Постой, я тоже кочергу возьму.

— Да у нас другой кочерги нет.

— Ну, я возьму лыжную палку.

Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

— Где же она? — спрашивает Вадик.

— Вон там, возле стола.

— Сейчас я ее как тресну кочергой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.

— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.

Он стал стучать по полу кочергой и кричать:

— Эй ты, шляпа!

Но шляпа не двигалась.

— Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.

4 часть

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.

— Васька! — обрадовались ребята.

— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.

 

Теперь прочтем первую выделенную часть (читает ребенок).

– О чём эта часть рассказа?

– Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет). А читатели? (Да)

Почему автор именно так построил свой рассказ?

– Значит, хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Как ее можно назвать (Котенок и ребята)

Вторая часть.

Читаем вторую часть рассказа.

— Какое впечатление сложилось у тебя о героях рассказа?

— Смелые они мальчики или трусишки?

– Как развивались события дальше?

– Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор)

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики испугались, им было страшно)

— Как ты понял, что им страшно, какие строки об этом говорят, зачитай.

— Кто из мальчиков, Володя или Вадик, тебе больше нравится? Почему?

— Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом сами стали нападать на шляпу?

– Придумай название этой части. (Испуг)

Третью часть рассказа можно прочитать по лицам, т.е. диалогом.

— Сколько участников диалога? (Два) Посмотри, какие слова произносит каждый герой рассказа.

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)

– Придумай название этой части. ( Решение ребят)

Читаем четвертую часть рассказа.

– О чём эта часть рассказа? ( О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)

– Придумай название этой части. ( Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы)

— Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение, радость).

— Представь себя на месте героев, ты бы испугался «живой шляпы»?

— Как бы ты поступил на их месте?

План рассказа «Живая шляпа» (выписываете отдельно).

Котёнок и ребята.
Испуг.
Решение ребят.
Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы.

Закрепление материала.

– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

 Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту происходящего действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.

(восстанавливаем план по картинкам)

Сейчас мы посмотрим, хорошо ли ты запомнил последовательность действий в этом рассказе. В каком порядке должны идти эти картинки, свой ответ обоснуй.

2 картинка

Объяснение выражение «тряслись от страха»(боялись).

– Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”?

Сказано ли в рассказе, в какой позе сидят герои? (Нет).

А художник смог передать в рисунке то настроение ребят в этот момент. Задача художника состоит в  том,  чтобы “перевести” язык писателя– слово– на свой язык, язык красок. Нам становится более понятно то , что написал автор, рассматривая иллюстрации.

Что изображено на четвертой картинке?

– Как ты думаешь, кто из ребят – Вадик, а кто – Володя? Докажи своё мнение словами из текста.

Также на проверку содержания рассказа можно провести игру

Игра “Блицопрос”.

– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”:

1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?

Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?
Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?
Шляпа подползла к Володе или к Вадику?
Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?
Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха

— Найди пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков.

    Кто смел, тот и съел.
    У страха глаза велики.
    Велика голова, да мозгу мало.
    Трусливому зайке и пенёк волк.

У страха глаза велики.

-Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.

— Как бы ты поступили, оказавшись на месте героев произведения? 
— Так смешной или страшный этот рассказ?

Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

Источник: mamsik.net

Разумка дома