Развитие ребенка в 4 года: что должен уметь и знать ребенок в этом возрасте

Возраст 4 года – самый интересный в дошкольном детстве. Малыш находится на этапе перехода от младшего дошкольного возраста к старшему. Эти дети активно стремятся к самостоятельности, начинают понимать и принимать этические нормы, проявлять творческие способности и наклонности, любознательность. Возраст от 4 до 5 лет называют «возрастом почемучек».

1. Физическое развитие

Содержание

    1. Физическое развитие
      1.1. Моторное развитие1.2. Основные навыки самообслуживания

    2. Гендерные различия в развитии детей – дошкольников3. Познавательная деятельность и развивающие занятия.

      3.1. В области ознакомления с окружающим миром3.2. В области элементарной математики3.3. В области развития речи

    4. Социализация5. Изобразительная деятельность6. Конструирование7. Музыкальное творчество8. Игры9. Режим дня10. Питание

У большинства детей прибавка в весе ежегодно составляет около 2 кг, рост увеличивается на 5 – 8 см. При этом у разных детей показатели роста и веса могут значительно отличаться.

Таблица 1. Сравнительная таблица. Рост и вес детей в возрасте 4 года

МальчикиДевочкиРост (см)низкий – 94,9низкий – 94,1средний – 103,3средний – 102,7высокий – 115,9высокий – 115,7Вес (кг)низкий – 12,7низкий – 12,3средний – 16,3средний – 16,1высокий – 24,2высокий – 25,2

1.1. Моторное развитие

К основным моторным навыкам относятся ходьба, бег, прыжки и другие движения. К 4-м годам малыш осваивает:

    ходьбу на носочках, на пяточках, на внутренней и внешней стороне стопы, приставные и широкие шаги, шаги с высоким подниманием колена; ходьбу по лестнице переменным и приставным шагом; ходьбу задом наперед с поворотом головы;уверенное удерживание равновесия тела при ходьбе по наклонной поверхности или бордюру и при выполнении стойки на одной ноге;бег с различной скоростью, с изменением направления и темпа движения на ходу;прыжки на одной или двух ногах, на месте, вперед, в стороны, перепрыгивание препятствий, спрыгивание с небольшой высоты;лазание по вертикальной лестнице, по «лиане», вис на перекладине на высоте чуть большей собственного роста.

1.2. Основные навыки самообслуживания

К 4-м годам ребенок должен уметь:

    умываться и мыть руки;чистить зубы;принимать гигиенический душ;полоскать рот;использовать по назначению носовой платок;расчесывать волосы;во время приема пищи пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, салфеткой;расстегивать пуговицы и застежки;одеваться и раздеваться самостоятельно (платье, шорты, колготки);обуваться и снимать обувь.

При этом малыш должен выполнять эти навыки по собственной инициативе.

2. Гендерные различия в развитии детей – дошкольников

Различия в развитии мальчиков и девочек к четырем годам становятся наиболее заметными.

В сфере интересов девочек лежит человек, взаимоотношения между людьми, организация быта, красивые предметы обихода. Мальчики же стараются преобразовывать существующий порядок.

В отношении к вещам девочки быстрее начинают понимать их утилитарное значение. Мальчиков интересует устройство каждого предмета, возможность использовать его не по прямому назначению. Как правило, многие мальчики не особенно бережливо относятся к вещам.

При включении в деятельность девочки делают это активно. Мальчики же подготавливаются. Девочки задают вопросы во время игры с желанием пообщаться, а мальчики – чтобы получить необходимую им информацию. Девочки больше любят игры, связанные с опекой, желанием помогать, с обучающей функцией. Любимые игры мальчишек – подвижные, без опоры на правила.

Конструирование. Девочки обычно действуют по образцу в отличие от мальчишек, которые постоянно фантазируют, все преобразовывают и изобретают.

В речи девочки чаще используют существительные и прилагательные, а мальчики – глаголы и междометия.

Изучая особенности мышления детей, исследователи отметили основное гендерное отличие в строении головного мозга. У девочек более развито левое полушарие, отвечающее за становление устной и письменной речи. У мальчиков – правое, отвечающее за пространственно-временные представления. Для развития девочек характерно преобладание наглядно – образного мышления, для мальчиков – абстрактного. Память девочек долговременна, тогда как у мальчиков превалирует кратковременная память.

3. Познавательная деятельность и развивающие занятия.

Что должен знать и уметь четырехлетний малыш и чему его можно обучать в дальнейшем?

3.1. В области ознакомления с окружающим миром

Четырехлетний малыш должен знать и уметь следующее:

    свое имя и фамилию, адрес, имена родителей, свой город;ориентироваться в помещениях своего жилища;рассматривать иллюстрированные детские книги;определять диких и домашних животных, некоторые деревья, предметы одежды, мебели, посуды.

Занятия по ознакомлению с окружающим помогают малышу развиваться. Это знакомство с изменениями в природе, с работой транспорта, за трудом людей, экскурсии и другое. За всем, что интересует ребенка, можно наблюдать и обсуждать. На сотни «почему» надо найти исчерпывающие ответы.

Интересно проводить простейшие опыты. Например, опыт «Почему вода в ведерке замерзла на морозе».

Начиная с 4-х лет, следует обучать группировать знакомые предметы по назначению (чашка, тарелка, блюдце – это посуда), т. е. делать обобщения.

3.2. В области элементарной математики

Малыш уже умеет:

    сравнивать число предметов в группах в количестве до 3 на основе счёта, приложением, наложением;группировать предметы по цвету, размеру и форме;отличать и называть геометрические фигуры – круг, квадрат;понимать выражения: «вверху – внизу», «впереди – сзади», «слева – справа», «на», «над – под»;отличать и называть день, ночь, утро и вечер, а также времена года и их признаки.

Поскольку понятия «один» и «много» уже сформированы, следует переходить к новым понятиям «по одному» и «ни одного», а также осваивать счет до 5.

Пора учить малыша понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, используя предложения: «Я на каждый листик положил ягодку. Листиков больше, а ягодок меньше» или «Листиков столько же, сколько ягодок».

Представления о величине не должны сводиться только к понятиям «большой – маленький». Надо знакомить малыша с понятиями «широкий – узкий», «длинный – короткий», «высокий – низкий».

Новые геометрические формы, с которыми следует познакомить ребенка – это прямоугольник и треугольник. Надо научить их различать, называть не обязательно.

3.3. В области развития речи

Четырехлетка может:

    использовать в разговоре все части речи, простые предложения из 6 – 8 слов;согласовывать слова в роде, числе и падеже;четко произносить все гласные звуки;поддерживать беседу со сверстниками и взрослыми;кратко рассказывать о содержании сюжетной картинки с помощью вопросов и подсказок взрослого;повторять описание знакомой игрушки;коротко пересказывать сюжет сказки;заучивать короткое стихотворение.

Речь этих малышей удивительна и забавна. Четырехлетки способны без конца выдумывать новые слова.

Занятия по развитию речи многообразны. Это чтение книг с обсуждением содержания, заучивание стихов. Наряду с известными сказками («Три поросенка», «Колосок») и литературными произведениями («Воробьишко» М. Горького, сказки Г. Х. Андерсена) можно начинать читать отрывки из «толстых» книг («Винни Пух и все-все-все» А. Милна). Не следует ограничиваться только чтением. Надо начинать осваивать пересказ. Сначала по вопросам, а потом и самостоятельно. При этом следует обращать внимание на грамматически правильное построение предложений.

Значительно расширяют кругозор беседы на различные темы, описание доступных пониманию ребенка картин известных художников.

4. Социализация

Постепенно усваивая этические нормы, четырехлетки стараются соблюдать правила поведения в обществе. При этом они должны уметь следующее:

    оценивать поступки сверстников (хорошо – плохо);понимать значение слов, обозначающих эмоции (радость, грусть);брать на себя какую-либо роль в игре;соблюдать правила игры;иметь представление о некоторых профессиях, изображая их представителя в сюжетно – ролевой игре.

5. Изобразительная деятельность

К четырем годам дети освоили навык владения карандашом, фломастерами и кистью. Они умеют изображать форму предмета (круглая, квадратная), подбирать цвет. Малыши могут изображать несколько предметов, объединенных единым сюжетом (неваляшки танцуют, заснеженные деревья в лесу). На изображенных предметах появляются детали. При этом формируется и понятие о композиции: что главное и второстепенное в рисунке.

В дальнейшем перед юным художником встанут новые задачи: научиться изображать фигуры в движении (птичка подняла крылья, лиса бежит за зайцем, Снегурочка танцует).

Раскрашивая картинки, ребенок этого возраста должен не заходить за края контура рисунка.

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. Замысел рисунка может измениться в ходе творческой деятельности малыша. Подчас фантазия юного живописца заходит так далеко, что лучше своевременно предложить завершить процесс и отправить творение на вернисаж.

Любят дети заниматься аппликацией из готовых форм: «Украсим елочку шарами и флажками», «Засолим в банке огурцы», «Украсим кукле платье».

На занятиях лепкой малыши могут раскатывать шары и колбаски, соединять детали друг с другом, получая целостное изображение (снеговики, морковки). Они способны производить прищипывание и вытягивание деталей (ушки у котенка, клюв у курочки), а также сглаживать вылепленные поверхности. Используется для лепки соленое тесто, глина, пластилин.

6. Конструирование

Четырехлетки способны самостоятельно задумать и осуществить постройку из строительного материала, бумаги, природного материала. Следует начинать проводить занятия с безопасными ножницами по вырезанию фигурок, различных деталей для поделок.

7. Музыкальное творчество

Четырехлетние малыши обычно проявляют интерес к музыке, желание слушать и исполнять. Они узнают знакомые мелодии и называют их. При прослушивании музыки они могут определить, грустная она или веселая, громкая или тихая, быстрая или медленная.

Они с удовольствием поют детские песенки. С большим энтузиазмом танцуют под музыку или пение взрослого, выполняя движения по тексту песни. Очень любят отбивать ритм музыки на шумовых музыкальных инструментах: ксилофоне, барабане, маракасах.

ОЧЕНЬ ВАЖНО! Поскольку для дошкольников основной деятельностью является игровая, начиная занятие, нельзя говорить малышу: «Давай позанимаемся»! Надо говорить: «Давай поиграем». Обучение происходит в процессе игры. ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ! Если вы заметили, что малыш отстает в развитии от других детей – это серьезный повод обратиться к педиатру или детскому неврологу. Тянуть нельзя. Чем раньше будет оказана помощь, тем больше вероятность, что малыш догонит своих сверстников.

8. Игры

Игры дошколят подразделяются на:

    сюжетно-ролевые;дидактические;подвижные;театрализации.

В сюжетно-ролевых играх каждый берет на себя определенную социальную роль. Это игры на бытовые темы: «Семья», «День рождения куклы», «Наша любимая сказка» и другие. Подражая взрослым, ребята копируют жизнь общества и обучаются этическим нормам. Дети могут заиграться. Продолжительность игры достигает 40 – 50 минут.

Дидактические игры развивают память, внимание, интеллект, аналитические способности. К дидактическим играм относятся различные сортировщики предметов по цвету, размеру и форме; пазлы, парные картинки, «Танграм», «Узнай, что в мешочке», «Кто что слышит», «Чего не хватает» и множество других. Выбирая дидактическую игру, следует обращать внимание, для какого возраста она рекомендована.

Подвижные игры развивают такие качества, как ловкость, смелость, быстрота реакции, умение следовать правилам. Для четырехлеток это игры «Воробышки и автомобиль», «Зайцы и лиса», «У медведя во бору», ловишки, прятки и другие.

Театрализация – это обыгрывание сюжетов любимых сказок, мультфильмов. Они развивают творческие способности ребенка.

9. Режим дня

Ребенок, достигший возраста 4 лет, имеет более сбалансированную нервную систему, чем младший дошкольник. Ему достаточно двух часов дневного сна.

Целый час можно посвятить развивающим занятиям в утреннее время (2 занятия по 20 минут с перерывом). Не стоит уделять занятиям длительное время, иначе мозг ребенка может переключиться на режим торможения, и малыш мало что усвоит из такого «урока». В течение дня следует совмещать сложные занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и элементарной математике с занятиями творческой деятельностью. Это требование связано с необходимостью не перенапрягать мозг ребенка.

7.30пробуждение, гигиенические процедуры8.00утренняя зарядка8.30завтрак9.00развивающие занятия10.00прогулка11.15свободные игры, подготовка к обеду12.00обед12.30подготовка к дневному сну12.45сон14.45просмотр мультфильмов, игры, общение с взрослыми15.30полдник16.00прогулка18.30игры, общение с взрослыми, посильная помощь маме19.00ужин19.30общение с взрослыми, чтение книг, игры20.30водные процедуры, подготовка ко сну21.00ночной сон

10. Питание

Режим питания остается четырехразовым.

I вариант: завтрак, обед, полдник, ужин.

II вариант: завтрак, второй завтрак, обед, ужин.

Первый прием пищи – примерно через час после подъема. Последний – за час до отхода к ночному сну.

По-прежнему в рационе малышей первое место занимает молоко. Запрещены копчености, жирные, острые и жареные продукты. Мясные бульоны готовятся на второй воде.

Общий объем съедаемой пищи за сутки не должен превышать 1500 – 1800 г.

Таблица 2. Примерное меню на неделю для малыша в возрасте 4 года с указанием массы порции в граммах

День неделиЗавтракОбедПолдникУжинПонедельниккаша пшенная молочная – 200;
напиток – 200;
хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10.салат из овощей – 50;
суп овощной – 200;
рыба отварная- 60;
картофельное пюре с зеленым горошком – 60/20;
компот – 150;
хлеб ржаной – 50.молоко с кукурузными хлопьями – 150/30.рагу овощное – 200;
кефир -150;
хлеб пшеничный с творожком – 30/40;
ягоды (фрукты) – 100.Вторниккаша геркулесовая молочная – 200;
напиток – 200;
хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10.щи мясные – 200;
тефтели мясные с подливой – 120/20;
салат из свеклы -50;
фрукты свежие – 100;
хлеб ржаной – 50.морковь тертая со сметаной – 70/10;
кефир – 150;
булка с повидлом – 50/20.голубцы (кабачки фаршированные) – 100;
молоко – 150;
булка с маслом и медом – 30/5/10.Средасосиски детские – 50
тушеная капуста – 100;
напиток – 200;
булка с маслом и джемом – 30/5/10.салат из свежих огурцов – 50; суп фасолевый (гороховый) на мясном бульоне – 200;
курица отварная – 60; каша гречневая – 60;
кисель клюквенный – 150;
хлеб ржаной – 50.ватрушка (пирог) – 80;
молоко – 150.запеканка картофельная с яйцом – 120;
кефир – 200;
хлеб пшеничный с маслом – 30/5; яблоко – 100.Четвергкаша «Дружба» молочная – 200;
напиток – 200;
хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10.суп молочный с лапшой – 200;
шницель рубленый – 70;
овощи тушеные – 80;
морс – 150;
хлеб ржаной – 50.молоко – 150;
булочка – 50.запеканка творожно-манная со сладкой подливой – 100/35;
напиток – 200;
хлеб пшеничный с маслом – 30/5;
фрукты – 100.Пятницаомлет с зеленым горошком – 12050;
напиток – 200;
хлеб пшеничный с маслом – 30/5.салат из свежих овощей – 50;
рассольник на мясном бульоне – 200;
котлетка рыбная паровая – 70;
макароны – 80; сок фруктовый – 100;
хлеб ржаной – 50.молоко – 150;
пирожок (булочка) – 50.вареники ленивые со сметаной – 120/20;
чай с молоком – 200;
булка с маслом – 30/5;
мусс ягодный – 100.Субботаяйцо – 1 шт.;
гречневая каша молочная – 150;
напиток – 200;
хлеб пшеничный с маслом и повидлом – 30/5/10.салат из моркови и яблок – 50;
суп перловый на мясном бульоне – 200;
картофель, тушеный с мясом, – 150;
компот – 150;
хлеб ржаной – 50.молоко – 150;
булочка – 50.рисовые биточки с повидлом – 15040;
чай – 200;
хлеб пшеничный – 30;
яблоко печеное – 100.Воскресеньекаша кукурузная молочная – 200;
напиток – 200;
булка с маслом и сыром – 30/5/10.цветная капуста отварная – 50;
борщ с мясом – 200;
рулет картофельный с мясом – 140;
свежие фрукты – 100;
хлеб ржаной – 50.кефир – 200;
печенье – 30.салат овощной – 50;
омлет – 120;
напиток – 200;
булка с маслом – 30/5.

Источник: rebenokmama.ru

Разумка дома